Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 31

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 38

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 147

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 428

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 436

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 509

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 571

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 711

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 718

Как писать вопросы

Почти все рекомендации по написанию вопросов сводятся к тому, каким должен быть хороший вопрос, и каким не должен. А вот КАК написать хороший вопрос никто проинструктировать не может. Так вот, первое и самое важное, что должен понять начинающий автор – это отличие вопросов для «Что? Где? Когда?» от вопросов для викторин. В многочисленных ныне передачах-викторинах вопрос, как правило, ставится прямо: «Когда родился Пушкин?», «Сколько грамм в килограмме?». Знаешь – молодец, не знаешь – твои проблемы. Вопрос для «Что? Где? Когда?» должен содержать некую интригу, требовать работы мысли, а не прямого знания факта. Ведь неподражаемое обаяние этой игры в том, что она заставляет игроков логически мыслить, анализировать, думать, ИСКАТЬ ответ, а зрителям позволяет весь этот процесс наблюдать. И особенно печально, что в телеиграх последних лет часто задают вопросы, которые относятся скорее к категории «каким НЕ должен быть хороший вопрос». Поэтому начинающим авторам лучше не брать пример с вопросов, звучащих с экрана. Там делают шоу. Для шоу хорош вопрос в стиле «Вот вам штуковина. Скажите, для чего ее используют в нашей деревне?» Но радости в глазах команды во время обсуждения не наблюдается. А происходит это потому, что НАЙТИ ответ на такой вопрос почти не реально. Нужно проживать в этой находчивой деревне, чтобы понять, для чего они свою штуковину приспособили, или просто угадать ответ. В хорошем вопросе должны быть спрятаны подсказки. Хороший вопрос – как клубок. Если найдешь, за какую ниточку-подсказку ухватиться, то дальше он распутается сам. В хорошем вопросе нет лишней информации, поэтому все, что никак не помогает найти ответ, безжалостно вычеркивается. Лучше поделиться интересной информацией при оглашении ответа или после игры. Но ее должно быть достаточно для ОДНОЗНАЧНОГО определения ответа. (Если в вопросе мало фактов и много общих фраз, может оказаться, что под условия вопроса подойдет и второй правильный ответ, и третий.) Вопрос необходимо формулировать так, чтобы ответить на него можно было двумя-тремя словами. Не забывайте, что на запись ответа добавлено всего 10 секунд. Чаще всего длинные ответы оказываются у вопросов, начинающихся словами «Объясните почему…», «Каким образом…». Поэтому, желательно вопросы формулировать конкретно «Назовите…», «Укажите…», «Приведите то-то и то-то». Недопустимо начинать вопрос словами: «Как вы думаете…» или «С чем ассоциируется…», потому что формально любой ответ на него будет правильным – команда напишет, что она думает или какая у нее возникла ассоциация, то есть выполнит требования вопроса. Неоднозначно отношение к вопросам, требующим закончить цитату. Некоторые игроки предлагают вообще отказаться от их использования. Вызвано это, по-видимому, тем, что мысли людей великих (которые бывают большими оригиналами) оказываются настолько парадоксальными, что не поддаются восстановлению с помощью обычной логики. Высказывания же малоизвестных авторов понять еще труднее, а закончить дословно практически невозможно. Поэтому, если вам попалась чья-то забавная мысль, не спешите делать из нее вопрос. Попытайтесь вначале понять, можно ли по первой части фразы восстановить ее окончание. Вопросы, в которых требуется выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов, в игре «Что? Где? Когда?» нежелательны, так как позволяют угадать ответ, не вычисляя его. А это уже другая игра. То же относится и к вопросам, требующим упорядочить приведенный список. Кроме того, в последнем случае ответ, наверняка, окажется очень длинным. По возможности, спрашивайте о чем-то одном. Вопросы типа «Назовите X, потом Y, а затем вспомните и укажите еще Z» не очень любимы игроками, потому что на самом деле содержат в себе несколько отдельных вопросов, а приносят только одно игровое очко. С другой стороны, можно вычислить почти все, но, совершив ошибку хотя бы в одной позиции, команда оказывается на равных с теми, кто вообще не проник в логику вопроса. При написании вопросов учитывайте возраст игроков. Чем они (игроки) младше, тем сложнее написать хороший, красивый и достаточно легкий вопрос. А слишком сложными вопросами у ребят иногда вызывается стойкий комплекс неполноценности и навсегда отбивается желание играть в эти игры. Вообще, хороший вопрос – это некий идеал, к которому необходимо стремиться, но достичь его удается не всегда. В Приложении 3 помещен пакет вопросов Воронежского школьного чемпионата 2002 года. Возможно, он поможет понять, какими могут быть детские вопросы, хотя мы не утверждаем, что все вопросы, включенные в пакет, идеальны. Еще несколько советов по формированию подборки вопросов. Отбирая вопросы для соревнования, постарайтесь не использовать больше двух вопросов из одного источника (книги, газеты, теле- или радиопередачи), не злоупотребляйте вопросами типа «закончите цитату или анекдот». Подбирайте вопросы из разных областей знаний и по-разному сформулированные. Старайтесь начинать игру с более легких вопросов, а заканчивать чем-нибудь веселым или приуроченным к игре. И пусть написанные вами вопросы и проведенные игры несут Вашим подопечным радость.

как_писать_вопросы.txt · Последние изменения: 03.02.2008 23:31 bairak
www.chimeric.de Creative Commons License Valid CSS Driven by DokuWiki do yourself a favour and use a real browser - get firefox!! Recent changes RSS feed Valid XHTML 1.0