Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 31

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 38

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 147

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 428

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 436

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 509

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 571

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 711

Warning: Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 718

Занятия в клубе

В клубеДля развития всевозможных положительных интеллектуальных качеств существует большая база игр, конкурсов, вопросов, заданий и методик их «внедрения». Поскольку всякая тренировка (будь то интеллектуальная или спортивная) имеет своей целью повышение мастерства тренируемых, в заседаниях «интеллектуалов» легко обнаружить спортивные черты. Так, каждое заседание начинается с небольшой разминки. А затем уже идет «основная часть» - подборка вопросов для «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринга» или других игр. Остановимся на каждом из этапов поподробнее. Цель спортивной разминки - разработать каждую группу мышц перед большой нагрузкой. Для этого могут использоваться специальные упражнения для плечевого пояса, голеностопа и т.д. Однозначно определить, что «разогревает» каждое упражнение в интеллектуальной разминке сложно. Их применение влечет за собой множество «последствий». Так, «Надуваловка» традиционно считается хорошей тренировкой на выбор правильной версии. Суть ее в следующем: берется малоизвестное слово, скажем «Сагарматха», и предлагается участникам для написания правдоподобного объяснения, чем же это может быть на самом деле. Все варианты собираются, к ним добавляется правильное определение «высочайшая вершина мира» и все они зачитываются ведущим. А вот теперь задача игроков - выбрать из множества правдоподобных определений (ведь они сами предлагали правдоподобные, с их точки зрения, варианты) правильный. Те, кому это удалось, получают 2 балла. Но поощряются и успехи в выдумывании определений - за каждого участника, который выбрал как правильную чью-то версию, ее автор получает по одному баллу. Поэтому, кроме умения делать правильный выбор, эта игра развивает воображение, ассоциативное мышление и учит искать решения при полном отсутствии информации. Более «простыми» упражнениями на выбор версии являются «Верю - не верю» и «Эрудит-лото». В «Верю - не верю» игрокам зачитывается подборка фактов, причем приблизительно половина из них - правда, а половина - ложь. Истинность каждого утверждения и должны определить участники. «Эрудит-лото» представляет собой вопрос с несколькими вариантами ответов, из которых только один является правильным. Еще одним полезным «комплексом упражнений» являются конкурсы со словами. В их число входят, например, «Супруги» и «А + В = С». «А + В = С» - это длинные слова, составленные из нескольких небольших. Выглядят они приблизительно так: «птичий крик + лицо на иконе = человек, обделенный ростом» (птичий крик - «кар», лицо на иконе - «лик», а человек, обделенный ростом - это «кар» + «лик» или «карлик»). «Супруги» - это пары существительных, чаще женского и мужского рода, которые формально, согласно только нормам русского языка, могут обозначать мужа и жену. Например: «ОН - одно из агрегатных состояний воды, а ОНА - две единицы чего-либо» (ОН - пар, ОНА - пара) Из конкурсов с фразами наиболее известны «Перевертыши». При их составлении каждое слово какой-либо известной фразы заменяется на противоположное («день» - на «ночь», «белый» - на «черный» и т.д.), а задача игроков - определить исходный вариант. И если встречается что-нибудь наподобие «Из войны растений», то «из» заменяется на «в», «война» - на «мир», «растения» - «животными», и получается первоначальная фраза - «В мире животных». Все эти конкурсы не являются исключительно филологическими задачами. В определениях слов или подборе антонимов часто используются знания точных и естественных наук - физики, химии, биологии. И хорошо, когда одно задание требует знаний сразу из нескольких областей. Это заставляет мобилизоваться и быть готовым к любым неожиданностям. Так, учащиеся, идя на обычный урок, контрольную или экзамен, достаточно спокойны, потому что знают, что сейчас их будут спрашивать только по математике, истории или литературе, а физику и английский можно выучить когда-нибудь потом. На интеллектуальной тренировке у вас такой уверенности нет. В любой момент их могут спросить о чем угодно, и надо быть готовым ответить. Такой опыт полезен - в реальной жизни не всегда есть время заглянуть в справочник, подготовиться, собраться с мыслями. А от скорости принятия решения часто зависит очень многое. И именно поэтому, переходя ко второму этапу тренировки - вопросам, хочется остановиться на проблеме тематических игр. Нельзя отрицать их полезность - человек может не выучить материал к уроку, но к игре он обязательно подготовится. Поэтому проводить опросы в игровой форме («Что? Где? Когда?» по астрономии, исторический «Брэйн-ринг» и т.д.) стоит. Но для «внеклассной работы» предпочтительнее игры без тематических ограничений. Кроме уже перечисленных достоинств, «разношерстные» вопросы помогают блеснуть знаниями, которые на занятиях никто не оценит. Даже «безнадежный троечник» может оказаться отличным знатоком спорта, кинематографа или обнаружить безупречную логику и чувство юмора. Хочется также предупредить начинающих тренеров о необходимости варьировать количество разминочного материала и вопросов в зависимости от возраста игроков. Так, с учениками 6-7-х классов тренировки желательно составить из разминочных игр, так как найти хорошие вопросы для их возраста сложно. 10-11 классы, особенно тренирующиеся не первый год, могут скучать на разминке и готовы всю тренировку отвечать на вопросы. Студенты могут хорошо знать специальность, но слабо ориентироваться за ее пределами и т. д. В любом случае нужно учитывать меру и обстоятельства. Если в разминке учащиеся решают предложенные задачи индивидуально, то для поиска ответов на игровые вопросы им приходится работать в команде. Так они на практике и на доступных задачах осваивают технологию «мозгового штурма». В процессе такого игрового общения вырабатывается несколько полезных навыков: во-первых, умение внимательно слушать товарищей, во-вторых, способность свободно высказывать свое мнение, не опасаясь сказать глупость, в-третьих, умение выбрать из нескольких равнозначных версий правильную, не обращая внимания на то, кем она предложена. На основании многолетнего опыта проведения интеллектуальных игр можно сделать вывод, что они являются полезным дополнением к базовой программе. При этом они не только помогают в решении основной задачи обучения - приобретении знаний, но и решают множество задач, которые не входят в программу обучения. А именно: готовят к принятию собственных, возможно, нестандартных, решений и ответственности за них; умению продуктивно работать как в коллективе, так и самостоятельно; к оперативному поиску решений в режиме недостатка времени. Поэтому надеемся, что если у вас еще нет своего клуба интеллектуальных игр, это пособие поможет вам в его создании и воспитании множества «знатоков».

занятия_в_клубе.txt · Последние изменения: 03.02.2008 23:22 bairak
www.chimeric.de Creative Commons License Valid CSS Driven by DokuWiki do yourself a favour and use a real browser - get firefox!! Recent changes RSS feed Valid XHTML 1.0